12.08.2017 в 00:02
Пишет Angerran:и хруст французской булкиURL записи
Из дневника сельской учительницы
“19 октября 1906 г.
Крестьяне смеются над девочками, когда те делают задачи: «Зачем Вам, девкам, счет? Муж будет пить, а ты за ними бутылки считать?». Я просила детей передать их родным, что, к сожалению, относительно мужей они правы, но относительно детей- роль грамотной матери будет иная: она заменит им учителя.
23 Октября 1906 г.
Вчера Федя, отдавая мне «Песнь о купце Калашникове”, прибавил, что он брал не для себя, а для отца. Маша читала матери, мать похвалила отцу, отец просил принесть. Вот какими путями распространяется просвещение…
6 Декабря 1907 г.
Бабы усиленно нападают на моих учеников за их любовь к чтению:”Да брось ты эту книгу! С ума скоро сойдешь. И какие вам книжки-то дают! Побасенки, да сказки. Вы бы Псалтырь читали, да житие святых угодников, а нешто это книжки! Так, одна глупость! Умерла одна старуха, бабы позвали детей читать Псалтырь, а дети не знали, что читать. Бабы переполошились: «Ну, вот и ученые, а что читать по покойнику и не знают. И чему она их там учит?... На другой день я спросила у священника и показала детям, что читать по покойнику.”
.....
“Итак, я начала уроки в мужской гимназии. Занятия для меня представляли двоякую трудность. Мне впервые приходилось иметь дело с классом в 40 и больше человек и, кроме того, приходилось бороться с предубеждением окружающих к тому, что женщина вошла в стены мужской гимназии.
Назначение мое являлось вторым или третьи подобным случаем в России. Мальчики усматривали оскорбление своего мужского достоинства в том, что им будет преподавать “баба”; некоторые твердо решили не подчиняться женщине. Родители и часть учителей относились также с недоверием к тому, чтобы женщина могла справиться с 40 головорезами.
Ученики других классов останавливались, когда я проходила, чтобы посмотреть на такую диковинку, как женщина в мужском заведении. На всех лицах гимназистов было написано любопытство, на некоторых – недоброжелательство. Тем важнее мне было победить это предубеждение, справиться с классом, и я твердо решила этого достичь…”
В.Федявская,
одна из первых женщин-преподавательниц, получившая в 1901 г. место в мужской гимназии.